Из истории Новоапостольской Церкви: Когда открылась дверь на Восток…(часть 1)

 902646277Кто мог себе представить тогда, в период «холодной войны», 30 лет тому назад, что Новоапостольская церковь сможет прочно обосноваться в бывшем Советском Союзе? Разве это не чудо?

Давайте посмотрим на историю возникновения Новоапостольской церкви в наших странах глазами тех, кто стоял у ее истоков.

 

Новоапостольская церковь в бывшем Советском Союзе (часть 1)

12 часов дня. Один человек приближается к скамейке в парке, на которой уже сидит другой человек. Приветствие

foto apostola

звучит несколько прохладно: «Присаживайтесь, пожалуйста. Осторожно оглянитесь по сторонам. Из гостиницы за Вами следуют четверо мужчин. Сейчас они следят за нами. Возвращайтесь в гостиницу. Там мы с Вами встретимся в 13 часов у барной стойки на дискотеке». На календаре: вторник, 15 сентября 1987 года. Место события: Алма-Ата (сегодня Алматы), крупнейший город Казахстана, одной из республик на юге Советского Союза. Оба господина на скамейке в парке — это апостол Рудольф Кайнц (Австрия) и окружной старейшина Гюнтер Лоренц (Гессен, Германия). В ходе этой встречи они хотели обговорить детали предстоящего посещения на дому одной семьи. Апостол Кайнц вспоминает: «Это было впервые в моей жизни, когда я был на дискотеке. Было прекрасно! Музыка была очень громкой, так что нас не могли подслушать, и мы могли говорить о „Боге и мире“».

Пусть Бог сделает это возможным

 Как помочь построить церковь в той стране, где нужно начинать с нуля? Хотя в середине XIX века в некоторых местах на западе России и в Прибалтике и были католико-апостольские и отдельные новоапостольские общины, но в результате революционных событий и войн они больше не существовали. В течение 70 лет социализма в Советском Союзе царил атеизм. Религиозная практика была временно запрещена или подлежала значительным ограничениям со стороны государства. Многие верующие были подвергнуты репрессиям. Даже в конце 80-х годов XX века, когда благодаря «перестройке» и «гласности» возникли некоторые послабления со стороны государства, все еще чувствовалась враждебность по отношению к религии. Апостол Кайнц рассказывает: «Перед моей первой поездкой в СССР меня предостерегали: было запрещено брать с собой в страну некоторые предметы. Список начинался так: сперва наркотики, затем шла Библия (!), а только потом оружие…».

 Из-за политической ситуации было невозможно нести свидетельство об искупительном деле Иисуса Христа в советские республики. Но люди, живущие там, не были забыты. Снова и снова апостолы молились о том, чтобы Господь помог им исполнить поручение Иисуса Христа «…научите все народы» также и на востоке. Это было и особой сердечной потребностью первоапостола Рихарда Фера. Это можно узнать из одного письма, которое было зачитано вслух в ходе празднования 30-летия общины в Вене в октябре 2013 года. Это письмо первоапостол на покое Рихард Фер опубликовал незадолго до своей кончины. В нем он сообщал о своей запланированной поездке через Вену в Прагу в 1985 году. Тогда Рихард Фер, будучи еще окружным апостолом, не получил разрешение на въезд в бывшую Чехословакию. «Мой билет в Вену уже был в кармане, и тем самым поездка не была отменена. Мы, апостол Кайнц, епископ Триммаль, окружной евангелист Феллингер и другие священнослужители, встретились в субботу вечером в церкви в Вене на час молитвы. Мы преклонили колени перед алтарем и помолились, чтобы однажды весь огромный восток смог взойти для дела Господнего. [...] “Когда, любимый Бог, наконец откроется дверь? Неужели придется ждать вплоть до Царства мира? Надеемся, что нет, и молим о том, чтобы это могло произойти вскоре!“ Призыв из города на Дунае был услышан у престола Божьего, в этом я уверен. Ибо спустя некоторое время произошли мощные изменения, которые прежде считались абсолютно невозможными. Не только по течению Дуная и вплоть до Черного моря, но также и по другим мощным потокам — по Волге, Дону и вплоть до Амура — понеслась весть о том, что апостольство вновь действует и в наши дни», — писал первоапостол на покое Фер.

«Ибо Бог всегда знает, почему»

 Апостол Кайнц вспоминает о еще одном разговоре, состоявшемся в 1986 году с тогдашним окружным апостолом Фером, в ходе которого снова речь шла о СССР: «По окружному апостолу было заметно, что эта страна не давала ему покоя. Вопрос был в том, что мы можем сделать, чтобы принести спасительное дело Господа в Советский Союз? Страна была закрыта, ибо из-за политической ситуации мало кто получал визу. Не будет ли лучше, если попытку начнет кто-то из Австрии — тогдашних “ворот на восток“?  По его словам, он хочет поговорить с первоапостолом».

 Тем временем, как рассказывает апостол Кайнц, от окружного старейшины Лоренца он узнал, что в Казахстане проживает семья «российских немцев», которая через братьев и сестер из тогдашней ГДР познакомилась с Новоапостольской церковью и выказала интерес в посещении. Первоапостол должен был принять решение. «Мне не сложно принять это решение, — ответил служивший тогда первоапостолом Ганс Урвилер, — по возможности, скорее отправляйтесь туда. Маленькая дверь может стать большой…» Сразу после этого апостол Кайнц запросил визу на запланированную на конец марта 1987 года поездку. Однако в ответ пришел отказ! Апостол Кайнц пишет:  «Я больше не понимал ни Бога, ни мир. Мысли типа: “Этого не может быть! Если первоапостол решил, то небеса должны послушаться. Почему же это?“ — мучали меня и несколько потрясли меня. Я еще раз запросил визу. И снова отказ! Хоть волком вой». Но когда 27 марта 1987 года отец Рудольфа Кайнца ушел в вечность, апостол понял причину отказов: «В этот момент я был бы в СССР. Телефонная связь тогда была едва ли возможна, прежде всего в далекой Алма-Ате. В одной венской песне есть очень подходящие слова: “Коль (осподь Бог не хочет, ничего не поможет, ибо Бог всегда знает, почему“ Нужны ли еще объяснения? Сразу после панихиды по моему отцу я получил визу…»

Туристы с церковным поручением

 Свою первую поездку в СССР апостол совершил как турист, хотя был наделен церковным поручением от окружного апостола и даже первоапостола. «Прежде чем я смог встретиться в упомянутый четверг в парке с окружным старейшиной Лоренцем, который вылетел из Франкфурта двумя днями позднее, я должен был выполнить туристическую программу и осмотреть достопримечательности города и окрестностей», — пишет апостол Кайнц. Через два дня — несмотря на массивную слежку — священнослужители смогли посетить упомянутую семью немецкого происхождения. В ходе домашнего посещения они смогли провести молебен с празднованием Святого причастия и — по согласованию с окружным апостолом — Святое причастие для усопших, первое в этой стране! «Чувства, которые нас при этом охватили, невозможно описать», — пишет апостол. При этом апостол Кайнц спросил главу семьи, не хочет ли он решиться на первый шаг в ряды нашей церкви? «Я не могу, — ответил тот. — Если я буду жить верой, это будет бросаться в глаза. Подождите еще два года, тогда я выйду на пенсию и приду к вам». Однако в завершение посещения он сказал: «Наши двери всегда открыты для вас». Апостол Кайнц вспоминает: «При этом я сразу вспомнил слова первоапостола Урвилера».

 В июне 1988 года апостол Рудольф Кайнц в сопровождении окружного старейшины Гюнтера Лоренца совершил свою вторую поездку в СССР. До отъезда в Алма-Ату им посчастливилось пережить благословенную встречу в Москве. В Казахстане оба священнослужителя вновь посетили уже знакомую им семью, которую за прошедший период они духовно поддерживали душепопечительными письмами. И в первый же день апостол снова спросил главу семьи, может ли он себе представить, что в его доме начнет свое существование Новоапостольская церковь в СССР. «Ради всего святого, нет! Иначе я потеряю свою работу», — ответил тот. «Хотя мы попытались ему объяснить, что поначалу речь идет лишь о малом круге и что информация не будет просачиваться наружу, он отказывался», — сообщает апостол. Но на следующий день ситуация изменилась. Апостол Кайнц рассказывает: «Мы договорились, что я проведу небольшой молебен. Однако нас удивило одно посещение: пришли три женщины. От своих знакомых из ГДР они узнали, что мы здесь, и хотели обязательно поговорить с нами. Как оказалось, две женщины относились к адвентистам, а третья — к “свидетелям Иеговы“ Беседа прошла в особой атмосфере. Однако я был рад, когда через три часа интенсивных разговоров они ушли домой. Я ведь хотел провести молебен!»

 Во время небольшого богослужения апостол Кайнц открыл Священное Писание, и на глаза ему попалось изречение из 1-го послания Иоанна 5, 7-8: «Ибо три свидетельствуют на небе…». Во время проповеди апостол Кайнц и окружной старейшина Лоренц снова и снова говорили о том, какое большое предложение делает нам любимый Бог. В конце молебна апостол спросил семью, не хочет ли она принять любовь Бога. Первым ответил муж: «Я хочу стать новоапостольским». Затем и его жена и его мать пожелали принять Святого Духа. «Так 23 июня 1988 года благодаря милости нашего Небесного Отца я смог провести первое Святое запечатление в Советском Союзе. Должно быть, только Он [Бог], и никто иной, руководил сердцами, готовил пути», — констатирует апостол Кайнц.

 До 1989 года апостолу Кайнцу — по прежнему в качестве туриста — удалось посеять семена новоапостольской веры в Латвии, Литве, Грузии, Белоруссии и в Украине. В Киеве он возвел в сан первого священника.pervye prihojane

  Голод по слову Божьему

В сентябре 1989 года тогдашний окружной старейшина (ныне епископ на покое) Ульрих Краузе из Берлина (Германия) впервые отправился с церковным поручением в СССР. Вместе со священником на покое Шоттом Ульрих Краузе посетил его брата и его семью в Алексеевке (Казахстан). При этом священнику Шотту пришлось официально назваться его родственником и продемонстрировать приглашение оттуда. В ходе этой поездки с 22 сентября по 14 октября 1989 года у окружного старейшины Краузе было не только поручение оказать духовную поддержку этой принимающей семье, которая за несколько месяцев до этого в ходе посещения ГДР была принята в общину самим окружным старейшиной, но и в различных местах поездки приносить людям свидетельство о Боге. Так удалось провести первые богослужения и даровать таинство Святого крещения водою в гг. Камышине и Тольятти (Россия), а также в г. Красноар- мейске (Казахстан), где жили и другие родственники священника на покое Шотта. От первых посетителей богослужений — а это были этнические немцы лютеранского вероисповедания — священнослужители слышали: «Мы покинутые овцы и голодаем по слову Божьему».

Имея в виду трагическую судьбу братьев Шотт, которые из-за военных событий еще в 1940 году были разлучены почти на 45 лет и после их свидания стали чудесным инструментом Божьим, епископ на покое Краузе вспоминает: «Любимый Бог настолько целенаправленно подготовил этот первый шаг, что поначалу невозможно было распознать, во что это выльется».

Первые наполненные надеждой встречи и интерес к слову Божьему вызвали у путешествующих служителей также вопросы и заботы: «Как сделать возможным духовное попечение душ?» Апостол Кайнц, как и окружной старейшина Краузе считали, что наряду с душепопечительными письмами необходимы и регулярные посещения. «Чтобы в будущем вообще было возможным планировать поездки, нужно было искать другие пути, кроме частных приглашений. Формальности по въезду в Советский Союз были просто удручающими», — сообщал окружной старейшина Краузе после своей поездки.

 Но уже через несколько недель дало о себе знать решение вопроса: 11 ноября 1989 года пала внутригерманская стена, 11 марта 1990 года Литва первой из республик объявила свою независимость от советского руководства, а 21 декабря 1991 года распался Советский Союз — дверь на восток была отныне открыта!

Продолжение следует…

Источник: Журнал НАЦ  "Наша семья", август, 2014 г.