Существовало множество взглядов относительно четвертой заповеди. Некоторые родители требовали на основе ее безусловного послушания от своих детей. Церкви и учителя внушали детям, что это святая, богоугодная обязанность детей – быть смиренными по отношению даже к таким родителям, которые используют в своем воспитании кнут или подвержены какой-либо зависимости. В этом, якобы, и состоит воля Бога. Но где же корни четвертой заповеди?
В Исходе 20, 12 говорится: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе».
Из этой первоначальной формулировки становится ясно одно: эта заповедь была дана народу Израиля, который, подобно кочевникам, десятилетиями находился в странствовании с людьми и животными по опасным для жизни районам, по пустыне и степи. Плодородные пашни были обещаны им в земле обетованной в будущем. В сложных жизненных ситуациях и в пустыне старые и бессильные члены большой семьи были для всех как камень на шее. Они уже мало что могли сделать на благо своего сообщества, но ежедневно нуждались в своей части скудной пищи и дефицитной воды. И тогда в ситуации нужды ради выживания всей большой семьи могло появиться искушение отказать «непродуктивным», с ее точки зрения, членам в скудном рационе. Или даже вообще «отправить их в пустыню». Вопрос, который является весьма актуальным еще и сегодня, а как обходимся мы с пожилыми и больными члена- ми общества? Не так же ли велико искушение сегодня, как и тогда, изгнать их в пустыню «одиночества»? Здесь речь не идет о том, что по многим причинам следует передать заботу о родителях в руки профессионалов. Четвертая заповедь была и остается весьма актуальной во все времена: согласно ее первоначальному смыслу четвертая заповедь – это не требование, призванное облегчить жизнь родителей, действующих на нервы детей. Она обращена прежде всего ко взрослым. Требование заповеди простирается гораздо шире заботы о соблюдении авторитета родителей в семьях. Речь шла и идет гораздо в большей степени о сохранении семей и даже о сохранении всего общества. Выражаясь современным языком: речь идет о до- говоре поколений. Родители воспитывают своих детей, а те позднее должны «почитать» родителей, сделать им возможным достойный образ жизни. Это означает, с одной стороны, материальное обеспечение, что в те времена при отсутствии социальных гарантий означало для поколения бабушек и дедушек возможность выживания; с другой стороны, «почитание» означает также вовлеченность в уважительное человеческое сообщество. Еще один аспект четвертой заповеди – это страх Божий. Родители были и должны и сегодня оставаться теми, кто передает детям способности, культуру и традиции, в том числе и в религиозном аспекте. Таким образом, они открывают им путь к Богу. Поэтому одна из составляющих страха Божьего – это уважительное отношение к родителям. Новоапостольский катехизис так оценивает значение четвертой заповеди в сегодняшней жизни: «Неизменным остается то, что детям, независимо от их возраста, вменяется в обязанность почитать родителей. Там, где взаимоотношения скреплены любовью и доверием, родители вправе ожидать от детей послушания. Молодой человек призван осознавать, сколько всего для него сделали заботливые родители в его детстве и отрочестве. Это приводит к благодарному настрою. Во взаимоотношениях с родителями, в разговорах с ними и о них должно ощущаться уважение. И для родителей из четвертой заповеди вытекает обязанность: выполняя свою задачу по воспитанию детей, они несут высокую ответственность и должны посредством своего богоугодного поведения заботиться о том, чтобы детям не было затруднительно уважать их. Тем, как они сами относятся к своим родителям и родителям супруга