Сабина (на самом деле ее зовут по-другому) смеется: «Ты знаешь пенсионерку, у которой есть свободное время?» Если эта 67-летняя женщина не находится в отпуске и не заботится о внуках, то она поет в хоре и играет в маленьком оркестре, убирает церковь и появляется всюду, где есть необходимость в помощи. Ее муж чаще всего находится вместе с ней. Она здорова и имеет достаточно средств к существованию. У нее все иначе, чем когда-то было у ее родителей.
Развитие медицины, сбалансированное питание, отсутствие раковых и эпидемиологических заболеваний вносят свой вклад в то, что сегодня семидесятилетние настолько же подтянуты, как 55-летние люди три поколения назад. Конечно, свой вклад вносят улучшенные условия работы и жизни. Насколько важным для всего общества является так называемое «поколение седовласых», видно из того, что много рекламы обращено именно к этой целевой аудитории. Как пишет известное экономическое издание, количество людей старше 65 лет на планете сравнялось с количеством пятилетних. Через 20 лет это соотношение станет два к одному.
Взгляд на концертные залы дает понять: некоторые области культурной жизни больше не представимы без поколения седовласых. Ясно, что население стареет. Во многих церквях мы видим больше шестидесятилетних, чем прежде.
Это сказывается и на темах, которые обсуждают в общинах. Жизнь со стороны 25-летних выглядит иначе, чем реальность пожилых. Старики, сами того не желая, оказываются большинством. Поэтому у молодых может возникнуть чувство, будто об их темах почти не говорят. Такие мысли несут разочарование и отчуждение.
Изменения в общинах, вызванные увеличением числа пожилых, заставляют нас задуматься о своем поведении. Проявляю ли я интерес и к пожилым, и к молодым, или я интересуюсь лишь о своей возрастной группе? Не мало ли я общаюсь с молодыми? Что их волнует? Что их радует? В чем их проблемы? Могу ли я помочь?
Первоапостол сказал: «Твой ближний не обязательно должен быть таким, как ты, чтобы Бог полюбил его так, как Он любит тебя». Для общины это означает: Бог любит юных бунтарей так же, как и пожилых консерваторов, предпочитающих оставить все без изменений. Если применить точку зрения Первоапостола к самим себе, то нам станет понятно: нужно снова и снова покидать зону собственного комфорта, искать беседы с теми, кого мы часто игнорируем, или с теми, кто сильно отличается от нас.
Чтобы заговорить с ближним, который не принадлежит к нашей возрастной группе, нужно мужество. При этом мы можем испытывать некоторые неудобства. В конце концов, если мы хотим сохранить жизнь «состарившихся» общин, у нас нет возможности избежать диалога между поколениями. Мы все – члены плоти Христовой. Если мы остаемся в общении друг с другом, то это приносит только выгоду. Кто с возрастом мудреет, тот смотрит на все с легкостью.
Источник: Журнал «Наша семья» выпуск 7, июль 2019