Внимательность

внимательностьОдно из самых прекрасных слов «Внимательность». Оно звучит мягко, в нем нет ни капли агрессии. Оно чудес нашем языке – «внимательным образом многозначно. Каждый может выразить через него надежду на лучший мир.

В нем столько гласных, которые не повторяются дважды. Какое полное звучание! Нет отвратительных звуков. К тому же есть звук «м» в середине. И это звучание придает слову крылья. Стоит прислушаться, когда кто-то использует его: А что он хочет этим сказать?

Старейшинам из Ефеса апостол Павел советует: «Итак, внимайте себе и всему стаду». При этом он имеет в виду ответственность, внимательность как к себе самому, так и ко всей общине. Это не система контроля, не способ принуждения к шпионажу, не пренебрежительное посягательство на достоинство ближнего. Апостол видит опасности извне, которые приносят беспокойство и смерть. Так, опасны волки, нападающие на стадо. Чтобы быстро среагировать, здесь необходима постоянная внимательность.

Мобильные телефоны, смартфоны, используемые за рулем, – это лучшие примеры того, как может быть опасна наша невнимательность. Если мы смотрим на экран телефона, читаем текст или набираем его, то отвлекаемся. И если в эти секунды возникает опасность, то это угрожает жизни. Ведь тогда мы можем быть невнимательны. Тормозной путь может быть слишком долог, чтобы остановить машину перед маленьким ребенком, выбежавшим на дорогу. Для того чтобы остановить неуправляемый автомобиль, скорость может быть слишком большой. Это и есть невнимательность. С ужасными последствиями.

Нам не удается совместить многие дела с внимательностью, которая необходима. В конце концов, здесь есть жесткие границы. Посвятим большую часть этой осознанной внимательности другим людям, и тогда мы не сможем уделить внимание своим собственным заботам, проблемам, потребностям. Если же мы посвящаем 90 процентов своего внимания себе и своим ощущениям, то от нашего взгляда ускользает ближний. Достигнуть равновесия нелегко. Я все время должен помнить, куда направлено мое внимание сейчас: на меня самого, только на ближнего или это можно разумно уравновесить.

Тому, на что я должен направлять свою внимательность внутри себя, нас учит древнеиудейское писание, Талмуд:

«Будь внимателен к мыслям, ибо они станут словами.

Будь внимателен к своим словам, ибо они станут поступками.

Будь внимателен к своим поступкам, ибо они преобразуются в привычку.

Будь внимателен к своим привычкам, ибо они станут твоим характером.

Будь внимателен к своему характеру, ибо это твоя судьба».

Слова апостола Павла к Тимофею звучат как обобщение всех этих пунктов и руководство на будущее: «Вникай в себя и в учение».

Апостол советует быть внимательным по отношению к себе, соизмерять свои деяния и устремления с учением Христа. Свяжем эти слова с требованием из Послания к Евреям: «Будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам».

И тогда наша внимательность может наполниться Христом.

Источник: Журнал «Наша семья» выпуск 10, октябрь 2019