Пожилой мужчина был весьма обеспеченным. До того момента, когда лже-полицейские позвонили ему и сказали, что на пути к нему находятся преступники, чтобы ограбить его. Правда, полицейские не могут так быстро приехать, поэтому он должен сложить в пакет все свое золото, украшения и наличные деньги и закопать под деревом в палисаднике перед домом. В таком случае полицейские смогут ему помочь. Однажды старик уже был жертвой ограбления, поэтому он сделал так, как сказали ему по телефону лже-полицейские. В течение нескольких минут пожилой мужчина потерял сотни тысяч евро.
Быть обманутым – это негативный опыт для любого человека. Это здорово задевает. Печальными последствиями этого являются сомнения в самом себе и самообвинения.
«Чего не может быть, того не может быть». Так называет подобное поведение одна поговорка. Некоторые также говорят о стратегии страуса: стоит спрятать голову в песок, и мир уже выглядит совсем другим, светлым, почти великолепным. Никакой опасности вокруг. Впрочем, чаще всего это является чистейшим самообманом. Мы обманываем себя, потому что хотим этого, потому что тогда земля кажется прекрасней и круглее, хотя такое поведение угрожает нашему существованию.
Новый Завет предлагает нам несколько примеров из духовной сферы, как не поддаться самообману. Апостол Павел советует коринфянам не упиваться собственной мудростью или слепо следовать за умными людьми. При самообмане конец приходит быстро. «Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом».
Иаков показывает другой пример самообмана: тот, кто верит, что он богобоязнен и набожен, но при этом не держит язык за зубами, обманывает сам себя. Мы должны внимательно относиться к тому, что говорим своему ближнему, ведь это может быть самообманом.
Очевиднейший способ самообмана освещает нам и письмо Апостола Иоанна: «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас». Поэтому Бог поступает с нами совершенно просто: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши». Предстанем же пред Богом, возьмем ответственность на себя за то, что совершили, вместо того, чтобы отрицать и приуменьшать.
В Послании к Галатам Апостол Павел указывает на высокомерие как на источник самообмана. «Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя». Помогать друг другу с любовью – вот что требует Апостол вместо того, чтобы обманывать самого себя, предполагая, что ты намного лучше других. «Тот, кто без греха, пусть первым бросит камень», – говорил Иисус.