К размышлению: Мир и страх

мир и страхСтрах и мир – два понятия, противоположнее которых не найти. Страх приносит в сердце беспокойство. В худшем случае страх может парализовать или привести к паническим действиям, которые едва ли могут разумно контролироваться человеком, испытывающим страх.

Когда мы рассматриваем мир животных, мы видим, как кролик застывает перед змеей. Такая стратегия может даже привести к успеху, если змея не будет видеть движение. Иногда она не замечает кролика, но редко. А вот заяц, напротив, припадает к земле при виде лисицы, делаясь совсем маленьким. Когда лисица проходит мимо, он остается лежать. Если же опасность приближается, он вылетает, как стрела из лука, петляет и даже подпрыгивает высоко в воздух. И так часто убегает и от охотников. Из этого мы делаем вывод: страх – это совершенно естественное и в своей основе спасительное для жизни чувство.

 Слово «страх» этимологически связано со словами «оцепенеть, остолбенеть» от ужаса. Это основное воздействие страха. Страх сильно сужает горизонт. Чем сильнее страх, тем больше мы концентрируемся на внушающей опасность ситуации или личности. Все равно, касается ли это экзамена, судебного разбирательства, операции или болезни. И это также может быть спасительным, если мы соберем свои духовные и телесные силы, чтобы выстоять в конкретной ситуации.

Мир, напротив, открывает перед нами горизонт, позволяя лучше разглядеть рядом ближнего, которого мы не воспринимали в моменты страха. Мир открывает нам возможности. В состоянии мира я могу попробовать новые пути. В состоянии мира я могу поразмышлять, лучше воспринять и осознать свои ощущения и действовать осознанно исходя из собственных побуждений. Но в длительном состоянии мира для некоторых может таиться опасность. Человек устраивается поудобнее, флегматично живет изо дня в день и целью жизни становится удовлетворение вожделений.

 Апостол Павел в 1-м послании к Фессалоникийцам показал впечатляющий образ: «Ибо, когда будут говорить: "мир и безопасность", тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве». В других переводах это звучит так: «Вот мир, у нас нет никакой опасности», – чрезмерно большая, неподобающая беззаботность. Но если мы думаем, что Апостол стремится внушить беззаботным людям страх, чтобы сделать их невосприимчивыми к нему, то мы заблуждаемся. Апостол проповедует не о страхе – в отличие от многих демагогов, которые заставляют людей из страха делать то, чего они никогда бы сами по себе не сделали.

 Апостол Павел вкладывает в наши сердца нечто иное, нечто удивительное: «Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться». Он также советует «сынам дня» облечься «в броню веры и любви» и надеть «шлем надежды спасения». Апостол Павел показывает нам третий путь между паническим страхом и легковерной беспечностью: путь трезвого бодрствования, надежды и доверия Богу. Путь, который мы снова и снова действительно ищем в каждой жизненной ситуации и по которому мы можем идти. Апостол показывает нам также и цель этого пути: мы предопределены в обретении «спасения через Господа нашего Иисуса Христа». Мир Воскресшего да пребудет с нами!

Источник: Журнал «Наша семья» выпуск 10, октябрь 2020