Визг шин, глухой удар. Полиция опрашивает свидетелей. Многие что-то видели. Но сотрудники полиции быстро понимают: свидетели противоречат друг другу в деталях. Правду должны выяснить эксперты и, в конечном итоге, судья. Предположим, что никто из свидетелей сознательно не солгал. Их показания отражали их личное впечатление. Все они хотели сказать правду. То есть они – действительно свидетели. Но их точка зрения на произошедшее, их внимание и направление взгляда во время аварии, их личная сопричастность приводят к личной правде. К сожалению, это свойственно нам, людям. Ни в ком нет абсолютной правды.
Теперь вы призваны стать реальным свидетелем: вспомните важное событие, случившееся 30, 40, 50 лет назад. Возможно, рождение ребенка. Был ли при этом событии еще один свидетель? Спорим, что акушерка расскажет об этом же событии под совершенно другим углом зрения? Или, если мы расскажем о нашем первом дне в школе, а затем спросим тогдашнюю учительницу, как она пережила этот первый день с нами, – это будут два рассказа, которые даже на первый взгляд можно было бы упрекнуть в несоответствии деталей. Ребенку мы рассказываем о каких-то вещах из нашей жизни совершенно по-другому, нежели своему партнеру. Ложь? Едва ли. Будем воспринимать людей такими, какие они есть, с их предварительными знаниями, пониманием и видением мира. Поставим себя на место первых христиан: многие люди последовали их свидетельству и присоединились к церкви. Они хотели точно знать, как это было тогда, когда Иисус был на земле. Но со временем многие верующие, которые воочию видели Иисуса, умерли. Кто теперь должен представить новым христианам в Сирии, Малой Азии, Риме и Израиле со всеми их культурными особенностями слова и дела их Господа?
Устному преданию можно доверять на протяжении одного-двух поколений. Но потом оно постепенно становится размытым. Стало необходимым фиксировать в письменной форме важные события из жизни Иисуса и важные слова Господа. Только теперь, должно быть, и были написаны Евангелия. Не все евангелисты были очевидцами Иисуса. Им приходилось полагаться на предания и опираться на другие тексты. Это может привести к неточностям.
Если Матфей говорит о том, что Иисус произнес Свою проповедь на горе, Лука говорит о ровном поле. Матфей обращается к еврейской христианской общине. Это становится очевидным, когда видишь, насколько глубоко он вникает в споры иудейских учителей того времени, как он воспроизводит родословную Иисуса, начиная с Давида, как он неоднократно ссылается на высказывания Ветхого Завета. Лука, напротив, происходит из региона греческого мышления и пишет для христианских читателей из числа язычников. Детали внутренних еврейских споров о правильном толковании закона для него не так важны. А Марк объясняет своим читателям еврейские обычаи – он пишет для язычников то, что важно для их понимания Иисуса.
Да, в Евангелиях есть расхождения. Давайте же не позволим сбить себя с толку в нашей вере. Центральным утверждением было и остается следующее: Бог через Иисуса Христа примирил мир с Собой. Что за прекрасное Евангелие!
Источник: Журнал «Наша семья» выпуск 8, август 2021