Наверняка вы знаете людей, которые постоянно дают непрошеные советы о том, как лучше жить. С точки зрения фарисеев, Иисус тоже был таким Человеком. Читая Священное Писание внимательно, мы понимаем, что некоторые фарисеи осознавали, что то, что говорил Господь, действительно правильно. Но то, что им, толкователям закона, кто-то разъясняет закон, задевало их честь. Они не хотели мириться с этим и задавали каверзные вопросы.
Один книжник предпринял такую попытку: «Учитель, что мне нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Господь указал ему на закон. Книжник, не растерявшись, ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Иисус ответил ему коротко и ясно: «Да, правильно. Так поступай и будешь жить». Но книжник, склонный к спорам, так легко не сдавался. Он оправдывался и лукаво задал второй вопрос: «А кто мой ближний?» «Ближний» – как тогда, так и сейчас – это размытое понятие. Кто же это такой? Иисус не позволил ввести Себя в заблуждение.
Он отвечает притчей о милосердном самарянине. Послание: вы должны научится мыслить по-новому, если хотите жить вечно в Царстве Небесном. Бог есть любовь. И тот, кто хочет быть с Богом в вечности, должен основательно внедрить эту любовь в свое мышление. Не подразделять людей на такие категории, как друг и враг, достойный и недостойный любви. Бог любит всех людей. Такова мера. Иисус рассказал историю о человеке, который попался разбойникам. Священник и служитель храма, два почтенных представителя общества, увидели пострадавшего человека лежавшим и прошли мимо. А «недостойный» самарянин помог. Господь задал книжнику главный вопрос: «Кто из этих троих был ближним пострадавшему?»
Тем самым Иисус продемонстрировал новое мышление, которое Он хотел укоренить в людских сердцах. Книжник подумал и спросил: «А кто мой ближний?» То есть он думал о себе. В том смысле, кто близок мне, кто заслуживает того, чтобы я его любил? Мышление Иисуса иное: кому могу быть ближним я? Кому я могу дать почувствовать любовь Бога? Такова Божественная категория. Христианское мышление спрашивает: «Как бы я любил ближнего, если бы это был я сам?» Здесь уже нет разделения на добро и зло. Здесь важна только любовь. Поставь себя на место другого. Тогда ты поймешь глубокий смысл заповеди: «…возлюби ближнего своего, как самого себя». Новое мышление Господь демонстрирует и в притче о блудном сыне. По человеческим меркам блудный сын лишился своего наследства и тем самым всякой претензии на место сына, и максимум мог служить лишь поденщиком у своего отца. Такое мышление проявлял старший сын. С полным на то основанием он чувствовал по отношению к себе несправедливое обхождение со стороны отца. Разве мы не возмутились бы на его месте? Но их отец проявил в любви Божественное мышление. Действительно, нелегко вот так заменить прежний образ мыслей. Вместо справедливого «око за око» мыслить категорией «любви». Давайте попробуем себя в этом. Давайте позволим любви стать основой нашего мышления.
Источник: Журнал «Наша семья» выпуск 3, март 2023