Научиться разговаривать друг с другом

nakЭто уже слишком. Женщина приходит в ярость. Она просто не может больше терпеть такую несправедливость. В доме полно гостей, она не знает, с чего начать, а госпожа сестрица изящно отлынивает. Сидит среди гостей и влюбленными глазами смотрит на друга семьи. «Так не пойдет», – возмущается женщина. Мы все можем понять ее досаду. Возможно, тот или иной улыбнется этой истории, потому что и сам принадлежит к той категории людей, которая умеет изящно отлынивать от работы. Другие, возможно, почувствуют, как накаляются их оскорбленные чувства, потому что у них в жизни постоянно так происходит: они работают, а другие устраивают себе комфортную и веселую жизнь. 

Подобное произошло в Вифании с Марией и Марфой. Но Марфа была необычайно смелой женщиной. Она не просто подавила свою досаду, она не смирилась с поведением своей сестры, молча страдая. Даже когда за столом собрались апостолы, даже когда Господь Иисус находился там лично, она осмелилась выразить свое недовольство. Не оскорбляя кого-то. 

Как часто вы уже сдерживали в себе непонимание и возмущение несправедливостью «ради мира и спокойствия»? Как часто ничего не было сказано, хотя ваше сердце чуть не разрывалось на части? Могли бы вы, как Марфа, осмелиться сказать в такой ситуации: «Мне это не нравится!»? Конечно, когда в общине или в группе людей постоянно выражается неудовольствие, только и слышно, что что-то не устраивает и что-то не так, едва ли человек чувствует себя хорошо. Это сковывает. 

Но, с другой стороны, если неудовольствию позволено занимать только очень ограниченное пространство, то это тоже нарушает атмосферу. В таком случае вскоре в пространстве возникает невыразимый дискомфорт, потому что люди больше не общаются друг к другом непредвзято. Даже если происходит обмен только дружескими словами, выражение лица, жесты и поза тела безошибочно выдают большую дистанцию. Каждый чувствует: здесь что-то не так! Здесь люди не могут использовать свою энергию для того, чтобы продвигать общину вперед, делать добро себе и ближнему, а им нужна их энергия, чтобы сдерживать разочарование и возмущение, запирать непонимание в сердце. Или энергия расходуется на то, чтобы побудить невовлеченных занять позицию в конфликте. 

Один священнослужитель заметил в общине дефицит общения. Он подал пищу для размышления: «Мы должны развивать культуру общения друг с другом». С удовольствием – но как? 

Было бы полезно, если бы мы научились разговаривать друг с другом в семье, в общине, на работе, во всех сферах жизни. Да и с самими собой нам следует говорить с любовью и честно. Ибо тот, кто не говорит с собой дружелюбно и с уважением, как он будет разговаривать с ближним? Кто сам себя ругает, потому что допустил ошибку, как этот человек отреагирует на ошибку другого? 

Особенно, когда говорим мы, христиане, слова Иисуса должны быть превыше всего: «…как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними!» В конфликте относиться к ближнему так, как я хотел бы, чтобы относились ко мне самому. Вот стоящая перед нами задача, которая продвинет всех нас вперед.

Источник: Журнал «Наша семья» выпуск 9,сентябрь 2023