До конца 2004 года многие священнослужители из Германии, Австрии и Швейцарии выполняли работу по воссозданию Новоалостольской церкви в бывших республиках Советского Союза, и в особенности в России. И сегодня еще впечатления о тех временах живы в их сердцах. При этом речь идет о «миссионерском воодушевлении» «осчастливливающем опыте большой, радостной работы» и «грандиозном переживании от возможности быть инструментом в руке Божьей»
Новоапостольская церковь в бывшем Советском Союзе (часть 2)
Итак, «Союз Советских Социалистических Республик» долго оставалась белым пятном на карте мира, показывающей распространение западных церквей. Потепление
политического климата и упрощение системы въезда в страну для иностранцев сыграли большую роль в том, что в начале 1999-х годов эта ситуация изменилась. Все увеличивающийся круг священнослужителей использовали эту возможность, чтобы принести новоапостольскую веру в эту страну. Поначалу для отдельных региональных церквей не было твердых разграничений относительно территории служения и круга задач. Священнослужители просто пользовались имевшимися на тот момент контактами и отправлялись в поездку в эту местность.
Пример такой «разведывательной поездки» передает апостол на покое Йоахим Квиттенбаум (Средняя Германия). Он вспоминает: «В декабре 1990 года окружной апостол Неркорн поручил мне, по возможности, как можно скорее совершить поездку в бывший СССР. Она должна была стать началом новой деятельности апостольского округа Саксония-Тюрингия — началом миссионерской работы. Я должен был предложить ему в какую часть страны я бы поехал». Тогда апостол призвал на помощь одного евангелиста. Евангелист Экарт Винклер говорил по-русски, поскольку в детстве восемь лет жил со своими родителями в СССР — его отец был ученым и после Второй мировой войны вместе с женой и тремя детьми был депортирован из Восточной Германии в СССР. В качестве цели поездки оба сошлись на полуострове Крым. «Собственно говоря, причиной нашего решения было время года, — признается апостол на покое Квиттенбаум, — ибо, как известно, на юге должно было быть не так холодно, как на севере. Однако позднее при температуре минус 260 С мы поняли всю ошибочность такого умозаключения». После этой поездки, состоявшейся в период с 4 по 11 февраля 1991 года, апостол Квиттенбаум доложил, что это стоит того — трудиться для дела Божьего в Советском Союзе, что он встретил много людей, с которыми смог провести беседы, пробуждающие надежду для спасительного дела Божьего. «Мы получили многочисленные адреса для последующих поездок. Но поскольку мы больше не ездили в этот регион, мы передали их в апостольские округа, которые позднее трудились там».
В результате царящей поначалу произвольности в выборе цели поездки время от времени случалось так, что братья из разных региональных церквей разных окружных апостолов заявляли одно и то же место поездки. В конце 1991 года тогдашний первоапостол Рихард Фер упорядочил всю это в структуру. Он закрепил за каждым из шести действующих на территории бывшего Советского Союза окружных апостолов определенный регион деятельности. При этом поначалу различные части России курировали сразу пять региональных церквей (см. карту). В частности, в одной только Москве трудились сразу две региональные церкви – Австрия/Швейцария и Берлин-Бранденбург.
«С самого начала я осознавал величие этого поручения», -. — вспоминает окружной апостол на покое Карлгейнц Шумахер (Северная Германия). Тогдашний апостол курировал Урало-Западносибирский региональный управленческий центр в Свердловске (ныне Екатеринбург). Он вспоминает. «При всей радости от предстоящей поездки в Россию мысль о миссионерской работе в этой стране пробуждала также и чувство подавленности и беспокойства, а справлюсь ли я с этим поручением. Сюда добавлялся вопрос о том, как местное население примет нас, миссионеров из Германии. Однако — после того как апостолам Вальтеру Драве и Йоахиму Квиттенбауму в ходе первой же поездки удалось установить несколько контактов — в ходе своей первой поездки я сопережил в высшей степени радостный прием. Было такое чувство, будто люди там, в Советском Союзе, ждали весть, которую мы им принесли».
Сердечный прием пережил также и апостол Дитер Праузе (Южная Германия), совершивший в декабре 1991 года вместе со служившим там тогдашним евангелистом (ныне окружным апостолом) Вольфгангом Надольным (Берлин-Бранденбург) свою первую поездку на Украину. Целью совместной поездки была передача этого региона деятельности южно-германским священнослужителям. Апостол Прваузе вспоминает: «В гостинице «Лебедь» в центре Киева мы встретит несколько братьев и сестер Евангелист Надольный объяснил им новое распределение и представил им нас. Он сделал это так восхитительно, что «лед» начал быстро таять. В завершение беседы с этими братьями и сестрами чувствовалось, что они очень полюбили действующих у них до этого братьев и что им очень тяжела дается это прощание с ними. Но также ощущалась и готовность принять это изменение» Свои первые впечатления о той местности апостол Праузе описывает так: «Отчасти это быт совершенно иные обстоятельства, чем те, к которым мы привыкли дома (что касается, например, гостиниц и помещений, инфраструктуры и ситуации на дорогах) Но что касается общин, богослужений, посещений и встреч, то повсюду чувствовался сердечный прием, одинаковое гостеприимство. Повсюду была вера и потребность в слове Божьем, что позволяло нам уверенно смотреть в будущее»
Со временем для многочисленных священнослужителей, отправляющихся в бывший Советский Союз, был составлен план поездок. Их «миссионерские поездки» длились по две недели, в течение которых они завязывали контакты, проводили богослужения и решали организационные вопросы.
Окружной апостол на покое К. Шумахер сообщает: «Поначалу «счастливым моментом» для миссионерской работы было то, что среди местного населения проживало большее число так называемых «русских немцев»: которые сохранили в сознании веру в христианство и были открыты для новоапостольской веры». Благодаря ним поначалу было возможно работать на местах и без знания русского языка. Однако позднее это же обстоятельство принесло с собой некоторые сложности, поскольку из-за этого многие воспринимали Новоапостольскую церковь как немецкую, что затрудняло контакты с другими группами местного населения. Поэтому в последующее время потребовалась помощь переводчиков. Чаще всего это были учителя немецкого языка или студенты-языковеды. Благодаря ним удавалось находить жаждущие души и среди местного населения, не имевшего немецких корней. Апостол Рудольф Кайнц вспоминает: «Нужно было начинать учить язык. Беседы с прихожанами, духовное попечение возможны только тогда, когда ты говоришь на местном языке. Пусть не великолепно, но так, чтобы ты мог провести богослужение и чтобы братья и сестры могли довериться тебе в личной беседе».
Кроме того в общинах, где были в основном пожилые люди и женщины, нужно было возводить в сан священнослужителей из числа местных братьев, которые могли бы стать «прочным ядром» и поддерживать общину в тот период, когда ее не посещали миссионеры. Многие местные священнослужители пережили молниеносное развитие и продвижение в сане. Как, например, первый апостол для России Павел Гамов, живший тогда в Риге (Латвия). Он вырос в христианской семье и в 1991 году в возрасте 34 лет познакомился с Новоапостольской церковью. С момента его запечатления в июне 1992 года и до его возведения в сан апостола прошло всего семь месяцев. В промежутке он недолгое время служил в сане священника, затем в сане евангелиста и окружного старейшины. «1 января 1993 года, когда я был возведен в сан апостола, я стоял у алтаря перед Первоапостолом Фером с бледным лицом и дрожащими коленям. То, что я тогда чувствовал, было не гордостью за себя самого или за страну Россию. Это была большая внутренняя ответственность за мое обещание у алтаря» — вспоминает апостол Гамов.
Миссионерское воодушевление
С огромным воодушевлением миссионеры выполняли свою работу в бывшем Советском Союзе. Окружной апостол на покое Шумахер рассказывает: «Это было одновременно впечатляюще и обогощающе нести дело Божье другим людям, которые реагируют на это весьма позитивно. В служение в винограднике Божьем дома где-то раз в месяц был успех, если на богослужение приходил приглашенный тобой человек. А там нужно было постоянно сдерживать себя, чтобы не основать стишком много новых общин — в России на богослужение в среднем приходили от 100 до 200 человек!»
«Внутренняя потребность в живом слове Божьем, тоска по братско-сестринской любви и единению, а также большое желание принять таинства ощущались повсюду» — писал нынешний окружной апостол на покое Армии Бринкмаин (Северный Рейн-Вестфалия) после своей поездки на Дальний Восток России в марте 1992 года. В те дни апостол Бринкманм наделил даром Святого Духа более 400 душ. И это не был исключительный случай. Репортажи из журнала «Наша семья» 1990-х годов содержат фотографии, которые показывают, как десятки людей выстраиваются в очередь перед алтарем, чтобы получить таинство Святого крещения водою и Святое причастие