Народная мудрость знает лучше всего: между образованием фермера и его урожаем существует безошибочная- связь: наименее одаренные умом крестьяне выращивают самые крупные клубни. «Самые глупые фермеры выращивают самый большой картофель». Не верите? Это не имеет значения. Это утверждение не является частью христианских верований.
День благодарения тоже имеет мало общего с христианским праздником. Он не служит иллюстрацией истории спасения – в отличие от Рождества, Пасхи или Пятидесятницы. Тем не менее он занимает свое постоянное место в календарном году и часто отмечается с большим энтузиазмом. Его можно праздновать в любое время года, причем недорого. Человек и его техника делают это возможным.
Яблоки из Чили и Новой Зеландии, зерновые из-за рубежа, корм для крупного рогатого скота из Амазонии и масло с плантаций в джунглях Индонезии – всё это доступно без ограничений. За что Бога-то хвалить? Похвала должна адресоваться человеку, который проделал эту работу, разве нет?
Изобретательность человека безгранична, а его жадность безудержна.Тем не менее он не настолько отрешен от всего, что связано с природой, как считает он сам.
Радикально понятая свобода приводит людей к самоуничтожению. Это медленно доходит до нас перед лицом глобальных изменений климата, вымирания пчел и насекомых, без которых многие продукты просто не могут вырасти. Мы хотим, чтобы человечество быстро перенаправило свою деятельность на Божественное поручение: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его».
Едва ли кому-то сейчас нужно работать в поте лица, чтобы получить свой хлеб. Это дает нам свободу открывать новые горизонты Дню благодарения: отдавать свое богатство бедным, думать о сохранении творения и благодарить Бога за барьеры, которые Он поставил перед жадным человечеством: творить не всё, что дозволено и достижимо, потому что в противном случае человек удаляется от рая.