Рождество

22  На Рождество произошло непостижимое: Сын Божий стал Человеком, вот Он новорожденным Младенцем лежит в яслях в хлеву, а не во дворце. Он пришел не в тронных облачениях римских императоров, а в пеленах, как и любой другой бедный ребенок той эпохи. И все же Он является Сыном Божьим. 

  Юная жизнь была подвержена опасности, едва она появилась на свет. Об этом в несколько скрытой форме повествует Евангелие от Иоанна: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. […] Пришел к своим, и свои Его не приняли» (От Иоанна 1, 5 и 11). Евангелисты Лука и Матфей более конкретны: еще до рождения Младенца семья Иисуса находилась в нужде и заботах, Мария была на сносях, а на постоялом дворе не было места. Сегодня сказали бы: пришлось импровизировать и угодить в хлев. Пришлось вдалеке от всяческой рождественской романтики довольствоваться яслями между животными в хлеву.  Царь Ирод, по сообщению Евангелия от Матфея, преследовал Младенца, потому что опасался за свою власть; началось убийство детей. Семья бежала в Египет. Но, согласно спасительному плану Божьему, все закончилось хорошо: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (От Луки 2, 52). Давайте еще раз прочитаем о том, как о рождении Иисуса говорится в Апостольском Символе веры: «Верую […] в Иисуса Христа, Единственного Его Сына, Господа нашего, Который был зачат Святым Духом, рожден Девой Марией» (КНЦ, 2.2.1 и КНЦ ВиО, № 34).

   Зачат Святым Духом

   Для современного слуха слова «зачат Святым Духом» звучат несколько громоздко. Библейское изречение: «…Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя…» (От Луки 1, из 35) передает это более простыми словами. Но как это следует понимать? Нужно ли это понимать как в случае с «богоговорением» древности, когда Зевс нападал на женщин из рода человеческого и зачинал полубогов? Отнюдь. Речь здесь идет не о зачатии и не о том, что Рожденный от Марии был полубогом. Нужно вернуться в самое начало Библии, чтобы получить помощь в толковании этого события: «И Дух Божий носился над водою» (Бытие 1, 2). Древнееврейское изречение, которое передается здесь словом «носился», имеет нотку «пархания, предвещения», оттенок значения древнееврейского слова для называния Духа и представления о ветре и дыхании.

 Святой Дух – Творец и Творец нового

 Таким образом, Святой Дух был уже при сотворении. Событие с Марией некоторым образом связано с творением, а точнее с новым творением: с зачатием Иисуса Бог начал новое творение. Как сила Божья вызвала творение в бытие, так она сотворила Сына Божьего в Марии. Спасение во Христе

даровано нам Богом без участия человека – так это видит и Евангелие от Матфея: «Родившееся в Ней (Марии) есть от Духа Святого» (От Матфея 1, 20). Библейское сообщение исключает всякую заднюю мысль о сексуальной составляющей, об этом не свидетельствуют и греческие слова со значением «найти на кого-то» и «осенить». Кроме того, древнееврейское слово «руах» (ruach), обозначающее Дух, – женского рода, а греческое слово «пневма» (pneuma) – среднего, и оба слова не имеют значения мужского рода.

Имена Иисуса – Иисус и Еммануил

Дитя Марии получило имя Иисус (От Луки 2, 21). Это – греческое написание иудейско-арамейского имени Иешуа, краткой формы имени Йехошуа. Эти имена являются производными от древнееврейского слова «спасать» и означают «Бог спасет». Так, Евангелие от Матфея дает такой перевод имени Иисус: «…Он спасет людей Своих от грехов их» (От Матфея 1, 21). То есть это говорящее имя: через Иисуса Христа Бог спасет людей.

 Другое говорящее имя было открыто ангелом Иосифу. Иосиф не хотел навести на Марию позор и замыслил тайно оставить ее. Тогда явился ему ангел Господень, который объяснил Иосифу, что Дитя это – от Духа Святого и что он должен назвать Его Иисусом. Тем самым, по словам ангела, исполнилось реченное через пророка Исаию: «Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог». Итак, Иисуса называют не только Еммануилом, но и Иисусом; однако имя Еммануил имеет, согласно Евангелию от Матфея, всеохватывающее значение: Иисус был со Своими не только во время Своего пребывания на земле, но Он будет с ними «во все дни до скончания века» (От Матфея 28, 20). Слова ангела о том, что Дитя должно быть названо именем Еммануил, «Бог с нами», в конце Евангелия от Матфея указывают читателю путь.

 Имена Иисуса – Сын Аврамов и Сын Давидов

 В Евангелии от Матфея передается родословное древо Иисуса Христа. Евангелие само себя называет «книгой об истории Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (От Матфея 1, 1). Оба эти имени – Сын Давидов и Сын Авраамов – являются не только начальной формулой, но и имеют исторически-спасительное значение. Авраам считается праотцом многих народов, не только израильтян. Когда Бог дал Аврааму, которого тогда еще звали Аврамом, поручение покинуть свою родину и перебраться в Ханаан, Он сказал ему: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение» (Бытие 12, 2). Когда Иисуса Христа называют Сыном Авраамовым, то это в полной мере означает исполнение этого обетования Божьего: имя Иисуса возвеличено Богом, ибо «пред именем Иисуса» должно преклониться «всякое колено небесных, земных и преисподних» (Филиппийцам 2, 10). В царе Давиде избран Израиль, Бог поставил Давида царем над Израилем. Эти указания на отцов веры эпохи Ветхого Завета, на Авраама и Давида, показывают, что все народы – не только израильтяне, но и иудеи – избраны Богом. В Иисусе Христе Бог заключил Свой Завет со всеми людьми. Кто участвует в Завете с Богом, тот будет иметь участие и в будущем спасении. Бог будет с ними, как это обещает Откровение Иоанна Богослова.

 

Источник: Журнал "Наша семья" №1 ,2017