Бог и твой ближний

к размышлениюСоблюдать все заповеди вряд ли возможно. Вас коробит это утверждение? Что ж, давайте посмотрим на курьера в большом городе за работой. Он должен доставить две посылки в один дом. Парковочного места не найти. Он объезжает площадку. Ничего не поделать. Поэтому он включает сигнальные огни, ставит машину во второй ряд, кладет пакеты под мышку и уходит. Если бы он всегда соблюдал правила дорожного движения, то вряд ли мог выполнять свою работу.

Один врач из любви к пациентам находился в клинике дольше, чем требовалось от него по службе. Даже Господь Иисус не повиновался закону, когда исцелял больного в святую субботу.

Это переносит нас в самый центр дискуссии: для чего нужны заповеди, если их не всегда удается соблюдать? И если заповеди не всегда могут быть выполнены, в каком случае и насколько они могут быть нарушены?

В десятом положении Новоапостольского Символа веры сформулирована оговорка о соблюдении земных законов. В пояснениях к этому положению Символа веры в Катехизисе говорится: «Если Божественная воля и государственное законодательство не противоречат друг другу, а даже в некоторой мере дополняют друг друга, тогда христианин обязан воспринимать это законодательство как нечто позитивное и обязательное для исполнения. Однако если они противостоят друг другу, то для каждого вступает в силу следующее: «…должно повиноваться больше Богу, нежели человекам». Это то, что Апостол Петр ответил синедриону, который запретил Апостолам говорить об Иисусе». Безусловно, эта формулировка Катехизиса может быть по-разному интерпретирована и, вероятно, должна быть интерпретирована исходя из множества мыслимых ситуаций. Это дело совести каждого – утверждать, что государственное законодательство и Божьи заповеди совпадают друг с другом, или же что они друг другу препятствуют. Но для рассмотрения отдельных ситуаций Господь создал узкие и тесные рамки для оценки: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим [...] возлюби ближнего твоего, как самого себя».

 Иисус задал Своим ученикам еще более тесные рамки, дал им однозначные критерии поведения и оценки, когда закон может быть выполнен: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Иисус провозгласил принцип действия, действительный для всех без исключения во всех жизненных ситуациях, во всех социальных формах, во всех народах с их особыми традициями: «В этом закон и пророки».

Безусловно, Господь поставил Своих учеников в их жизни перед тесными вратами. Благополучие ближних должно находиться для меня на одной ступени с моим благополучием. Это совершенно новое понимание. Этого невозможно достичь вне совершенной любви. Высказывание одного из философов подводит нас к пониманию этой формы любви: «Конечная любовь ищет обладания любимым, бескрайней – не нужно ничего».

 Иисус очень ясен в том, что Он требует от Своих учеников. Узкий путь не может привести на оживленную трассу. «Немногие находят их», – говорит Он о вратах на этом пути. Давайте будем искать этот путь снова и снова, каждый день.