Общение

нацОно считалось одной из добродетелей первых христиан: общение. Помимо постоянства в учении Апостолов, в преломлении хлеба и молитве, общение было заметной особенностью иерусалимской общины. Ныне общение может означать многое. Оно варьируется от случайного общения людей в вагоне поезда или общения с коллегами по работе, от общения по интересам и увлечениям вплоть до тесного жизненного сообщества, которое вы выбираете по собственному желанию, с высокой степенью добровольности и самоопределения. Давайте рассмотрим здесь сообщество первых христиан в Иерусалиме.

Произнесенная на Пятидесятницу проповедь Апостола Петра, который был исполнен Святого Духа, коснулась сердец многих слушателей. 3000 человек крестились, и в последующее время еще больше было присоединено к сообществу тех, кто уверовал в Иисуса Христа. Небольшой круг Апостолов и тех, кто еще при жизни Иисуса следовал за Ним, испытали радостный опыт – быть вместе в гораздо большем сообществе. «Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деяния 2, 45).

Это чувство нашло выражение в готовности делиться друг с другом деньгами и имуществом. (Многие богословы называют это «общением имений».) В этом им помогало то, что отныне жизнь формировалась новым образом: пост, молитва и ежедневное празднование Иисуса Христа в причастии, а также скорое ожидание Сына Божьего. Первые трудности возникли, когда к сообществу присоединились чужестранцы, такие как грекоязычные евреи, которые эмигрировали в Палестину.

Во время трапезы они чувствовали себя обделенными и обиженными. Это недовольство существенным образом мешало общению. Поэтому Апостолы выбрали семерых «пекущихся о бедных» и представили их сообществу в качестве диаконов, чтобы те следили за справедливым распределением пищи и тем самым структурно устраняли возмущение в сообществе. Еще более глубокое возмущение сообщества первых христиан произошло, когда язычники были приняты в сообщество крещеных в Иисуса Христа. Они выросли в совершенно других культурных обычаях и традициях. Сведенные к двум простым вопросам, возникли следующие противоречия: должны ли христиане из числа язычников подчиняться иудейским правилам питания и обрядам, прежде всего обряду обрезания, чтобы им было разрешено оставаться в христианском сообществе?

Неужели без обрезания и соблюдения правил питания их следует считать неполноценными христианами второго сорта? Апостолы посовещались и нашли способ. В последнее время об этом часто говорил Первоапостол Шнайдер: и брат, и сестра, которые так сильно отличаются от нас, должны быть приняты в сообщество. Ибо что является признаком сообщества в Иисусе Христе? Одно крещение, один дух, одна совместная трапеза. Апостол Павел показал, насколько несостоятельны земные критерии различия в сообществе святых: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи и Эллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом».

«Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены». В этом Апостол Павел видел признак действующего христианского сообщества. Даже спустя 2000 лет нам предлагается жить таким сообществом во Христе.

Источник: Журнал «Наша семья» выпуск 3, март 2022