Послания Апостола Павла иногда заставляют задуматься, как он мог такое иметь в виду. И мы такие не одни. Во 2-м послании Петра есть доброе наставление: «И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам. Как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто невразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают…»
Интересный отрывок, где в Новом Завете один автор недвусмысленно ссылается на другого. Это наставление – не желая преднамеренно неправильно понять Апостола Павла – безусловно, относится и к отрывку из Библии: «Всегда радуйтесь». Давайте рассмотрим это место чисто с позиции здравого смысла. Призывать кого-то быть радостным так же бессмысленно, как возить дрова в лес или носить воду в ручей. Давайте представим себе, что кто-то печален, сердит или пребывает в меланхоличном настроении.
Вы идете и говорите этому человеку: «Радуйся», и в зависимости от характера человека возникают разные реакции. Печальные становятся еще более печальными, сердитые еще более сердитыми, а меланхоличные, глубоко вздохнув, иронично поблагодарят за «большую помощь», которую мы им предложили. Веселье, радость, ощущение счастья не могут возникнуть по приказу. Такова природа вещей. Потому что, помимо гармонального воздействия, именно мысли человека, о котором идет речь, определяют его чувства.
И, к счастью, никто не может приказать, как человек должен думать. Вот почему этот призыв Апостола Павла звучит своеобразно. Тем более, что наставление «радоваться» еще более усугубляется не допускающим никаких других эмоций дополнением «всегда». Должны ли мы, потеряв работу или дорогого человека, прыгать от радости? Это было бы нелепо. Должны ли мы заменить все другие эмоции радостью? Мы бы сошли с ума. Что вообще значит «радоваться»? Неужели это значит, пританцовывая навеселе как на карнавале, потешаться над всеми жизненными неприятностями и всеми серьезными людьми?
Давайте однажды прочитаем это место из 1-го послания к Фессалоникийцам, не проницательным рассудком, а верующим сердцем. Потому предположим, что за этим скрывается Божья воля. Несколькими стихами ранее Апостол Павел проникновенно пишет о дне Господнем и о воскресении мертвых, о восхищении навстречу Господу на облаках. Кто всегда помышляет об этом, тому Господь дарует основу мышления, которое подкрепляется исполненным надеждой томлением и проникновенным предвкушением радости.
Апостол Павел называет еще одну причину для радости: в день Господень Бог определил верующим «получение спасения через Господа нашего Иисуса Христа». Вот подтверждение того, что Апостолу Павлу помимо радости известны и другие чувства: «Итак утешайте друг друга сими словами». Апостол имеет в виду слова о дне Господнем, что тогда мы всегда будем «с Господом». В утешении нуждаются страдающие, опечаленные… «Всевышний наш Господь нам хочет в жизни нашей веселье сердцу дать и мир душе отважной» (из гимна № 170 из русскоязычного песенника).
Спасибо, Апостол Павел!
Источник: Журнал «Наша семья» выпуск 5, май 2022