Cудебные приговоры в Украине выносятся «именем Украины», в Германии – «именем народа», а в Австрии – «именем республики». Этим показывается: приговоры исходят не от произвола правителя, не от гнева власть имущего, не от жадности богатого. Власть исходит исключительно от народа, носителя верховной власти. За этим также стоит правовое обеспечение того, чтобы каждый человек имел равные права перед законом и судом, и чтобы в судебной системе применялась максимально возможная справедливость.
Там, где люди проживают совместно, для сохранения мира крайне важно, чтобы было четко регламентировано, как вершится правосудие и кто его осуществляет. В древние времена старейшина племени единолично или в союзе с другими главами родов вершил правосудие по неписаным правилам. В народе Израиля законодательство, данное Богом на горе Синай, стало поворотным моментом к письменному праву. Затем на протяжении веков записывались все более точные определения того, что является правильным, а что нет, при каком нарушении и как следует судить.
Давайте перейдем на индивидуальный уровень. У нас, людей, тонкое и вполне спонтанное чувство опасности и угрозы. И оно нам необходимо. Давайте представим себе далекое прошлое. Группа людей спит в пещере. У входа раздается треск. В считанные секунды люди должны вскочить и защититься от медведя, льва или другой враждебной группы людей. Это все еще сохранилось в нас как стратегия выживания, хотя нам это больше не нужно. При малейшем раздражителе возникает оценочная реакция, суждение. И тщательно, как это мы можем, не ограничивая свое суждение опасными или угрожающими ситуациями, мы судим обо всем. Гдето женщина-политик осмеливается выйти в свет, имея пару лишних килограммов, что не соответствует норме, и тут же на нее обрушивается поток грязи, бесстыдно осуждающий ее. «Жирная корова». И это еще самое безобидное. Там другой политик в глазах людей совершает небольшую ошибку, и вот в Интернете ему угрожают смертью, которую он заслужил. Но давайте не будем так высоко задирать планку: какой-то автомобилист на пару секунд замечтался на зеленом свете светофора. Суждение об этом человеке возникает быстро: «Чайник». Соседка не поздоровалась с нами. Вердикт: «Высокомерная коза».
При этом она только что узнала, что ее внук попал в аварию. Днями напролет мы оцениваем и осуждаем и часто даже не замечаем этого. При этом мы знаем недвусмысленный призыв Христа: «Не судите, да не судимы будете». Образ сучка в глазу брата, который беспокоит нас так сильно, что нам хочется вытащить его, хотя в нашем глазу – бревно. Этот образ нам знаком. Ответ Иисуса на вопрос обвинителей, считавших, что их требование побить камнями целиком основано на Моисеевом законе, должен заставить нас задуматься: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень». Даже если мы уверены в своей правоте, мы, прежде чем судить, должны спросить свою совесть. Слова Иисуса: «Ибо каким судом судите, таким будете судимы» – это не угроза, а вполне разумное следствие наших действий пред Богом, единственно праведным.
Источник: Журнал «Наша семья» выпуск 6, июнь 2022